Стадии скоростного АУЗК стыковых швов труб с применением системы ISONIC PA AUT

Подготовка к контролю

Подготовка к контролю - наиболее трудоемкая операция, которая может занять от одного до трех дней.

Трассировка ультразвуковых лучей

Для трассировки применяется специальная программная утилита. В диалоговом режиме оператор определяет основные параметры ФР ПЭП (количество элементов, шаг апертуры, скорость продольной ультразвуковой волны в призме и все ее геометрические параметры, а также позицию ФР ПЭП на призме и задержку протектора ФР ПЭП). Затем из базы данных выбирается тип разделки основного металла и задаются все геометрические параметры, горизонтальные слои (зоны), задаются позиции ФР ПЭП относительно оси сварного стыка. В результате в интерактивном режиме осуществляется трассировка лучей в объекте, причем, в зависимости от типа дефекта, подлежащего обнаружению в той или иной зоне прозвучивания, используется эхо-метод (совмещенная апертура излучения-приема) или тан-демная схема (разделение излучающей и приемной апертур).

По окончании трассировки определяется фактическое число циклов излучения-приема, которые должны быть реализованы с использованием ФР ПЭП в каждой точке во время линейного сканирования вдоль оси сварного шва. Интервал между двумя соседними точками согласно принятым нормам обычно составляет 0,5 - 1 мм.

Настройка циклов излучения приема

Настройка циклов излучения-приема для ФР, TOFD и обычных ПЭП осущест­вляется на образце трубы с искусст­венными дефектами и сводится к пос­ледовательной установке каждого из применяемых ПЭП в позиции, где рас­положены дефекты, подлежащие об­наружению в соответствующем цикле излучения-приема. Для каждого цикла настраивается усиление, зона контроля, длительность полуволн зондирующего импульса и т. п.

Следует отметить, что при АУЗК не­обходимо применять непрерывное сле­жение за акустическим контактом и регистрировать его состояние одновре­менно с информацией об обнаружении дефектов. При использовании ФР ПЭП в ISONIC PA AUT предусмотрены два спо­соба контроля акустического контакта, для которых отдельно организу­ются дополнительные циклы излучения-приема.

тверждения обнаружения и регистрации всех дефектов в образце. Результаты контроля представляются в виде «про­кручиваемой» ленты, где каждому за­действованному каналу соответствует отдельная «дорожка». Возможны следующие виды записи для отдельных «дорожек».

-     «кардиографический» - черная ли­ния отображает огибающую макси­мальной амплитуды сигнала, совпада­ющего со стробирующим импульсом, а ширина одновременно воспроизводи­мой сплошной серой полосы соответс­твует временному сдвигу между нача­лом стробирующего импульса и сигна­лом. При этом отклонение огибающей, равное всей ширине «дорожки» соот­ветствует полной амплитуде сигнала на А-скане; ширина сплошной серой полосы, равная всей ширине «дорож­ки», соответствует совпадению фрон­та или пикового сигнала с моментом окончания стробирующего импульса. Огибающая максимальной амплиту­ды сигнала и сплошная серая полоса, отображающая его временной сдвиг относительно начала стробирующего импульса, воспроизводятся лишь при условии превышения порога, опре­деляемого вертикальной позицией стробирующего импульса на А-скане, но запоминание А-сканов осущест­вляется безусловно;

-     картографический - каждый А-скан, принимаемый во время сканирова­ния, отображается в виде горизон­тальной линии с цветовой/яркостной модуляцией трека в соответствии с мгновенными значениями амплитуды сигнала;

-     TOFD - каждый невыпрямленный А-скан, отображается в виде гори­зонтальной линии, яркость точек ко­торой модулируется в соответствии с мгновенными амплитудой и знаком сигнала;

-   индикатор контакта - амплитуда сигнала сравнивается с пороговым уровнем и в случае превышения над ним отображается зеленым прямо­угольником, а в противном случае - красным.

Взаимное расположение «дорожек» определяется позицией соответствую­щих преобразователей на объекте кон­троля.*

При достижении удовлетворительных результатов контрольного сканирования результаты настройки сохраняются для последующего использования при ру­тинном контроле.

Выполнение контроля

При выполнении контроля операторы попеременно устанавливают систему на реальную трубу и на контрольный блок. Сканирование контрольного блока пе­риодически осуществляется для того, чтобы удостовериться в полной рабо­тоспособности аппаратуры, частота та­ких проверок определяется процедурой контроля. На рис. 8 приведен пример записи результатов АУЗК реального сварного стыка.**

Время, затрачиваемое на сканирова­ние сварного шва, не превышает одну-две минуты в зависимости от диамет­ра трубы и толщины стенки, при этом все А-сканы сохраняются в необработанном виде и могут быть воспроизведены в лю­бой момент для подтверждения и оценки зафиксированных индикаций.



Просмотров: 754

Дата: Понедельник, 20 Августа 2012

Новости